Торты и люди. Стиль русского торта

Российским кондитерам, при взгляде на Запад, остается только вздыхать и разводить руками. По их мнению, россияне утратили отношения к тортам, как произведению искусства. Послевоенное советское производство, ориентированное на массовое производство фабричных кондитерских изделий напрочь выбило традиции заказных тортов, существовавшие до революции. Как считает шеф-повар ресторана «Tretyakov Lounge», Давид Дессо, русские обращают внимание только на вкусовые качества торта, им неважно оформление. Но Дессо оптимистично смотрит в будущее. Уже сейчас начинают зарождаться новые традиции, оформляться предпочтения.

По его наблюдениям вкусы наших сограждан ориентируются на сладкие жирные торты с обилием внешних украшений. Но данная тенденция не должна продержаться слишком долго. Образцом должен стать французский стиль торта - легкий и нежирный. По словам Дессо, все больше и больше россиян заказывают именно такие торты. Но внешний облик десерта по-прежнему волнует их мало. Главное, чтобы торт был вкусным.

Именно поэтому в России пока еще не существует кондитерских домов, ставящих в основу ценообразования торта его дизайн. Во внимание принимается только его вес. Как считает Елена Шрамко, генеральный директор школы профессиональных кулинаров «Эксклюзив», в голове у рядовых россиян никак не укладывается, зачем платить за дизайнерское оформление того, что будет в самом ближайшем будущем съедено. Но уже появляются клиенты, заказывающие торты индивидуального дизайна. Как правило, этими клиентами являются крупные корпорации, а торты заказываются на большие корпоративные праздники. При этом фантазия заказчика слишком широко не разворачивается. Обычно логотипа компании в разных вариантах и стилизациях для них достаточно. Строительные организации заказывают в качестве украшения торта какой-нибудь небоскреб, железнодорожники - паровоз, нефтяники, естественно - нефтяную вышку. Обычно стоимость таких тортов составляет от 800 до полутора тысяч рублей за один килограмм (не забываем, что торты у нас оцениваются только по весу). Большой торт может стоить и до 100 тысяч рублей. Александр Селезнев, один из совладельцев кондитерского дома «Селезнев», утверждает, что такие заказы у него были.

Опять же, если «западные» клиенты предпочитают разрабатывать проект будущего праздничного торта совместно с кондитером, формируя вместе его оригинальный дизайн, то наши соотечественники вполне удовлетворяются стандартными предложениями из каталога.

Еще одна намечающаяся тенденция российского рынка - фототорты. Это торты, украшением которых являются напечатанные картинки. Технология изготовления таких тортов не очень сложная. Для нее изготавливается специальная съедобная «бумага» и съедобные «красители». Для печати используется специальный принтер. Затем, готовая картинка накладывается на торт.